Еще в 2006 году челябинец Дмитрий Зимин (фамилия изменена) решил купить квартиру. Деньги взял в банке. Но спустя восемь лет он остался с фантастическим долгом по ипотеке и без жилья.
— Знать бы, чем вся история обернется, — говорит Зимин, — никогда не полез бы в эту кабалу.
ПЛАТИЛ ЗА КВАРТИРУ, КОТОРОЙ НЕТ
Чтобы хоть как-то уменьшить расходы, квартиру Дмитрий брал в недостроенном доме. Он существовал лишь в эскизах на улице Новороссийской. Однако банк этот факт не смутил. Тамошние аналитики просчитали все риски. Зимину выдали 2,8 млн. руб. под залог не построенной еще квартиры. Два года мужчина исправно вносил платежи. Успел выплатить около миллиона. Но в 2008 году стало ясно, что дома не будет. Строительная контора объявила себя банкротом и отказалась возвращать деньги дольщикам.
— Я остался без квартиры, но должен был вернуть банку примерно 2 млн. рублей, —
рассказывает наш земляк. — С работой тоже пошли нелады, ведь разразился кризис. Я перестал платить за ипотеку.
— Конечно, Дмитрий не должен был уклоняться от долговых обязательств. Плати он по счетам, история не зашла бы в тупик спустя долгие годы, — говорит адвокат Вячеслав Курилин. — Однако ответственность есть и на банке. Кредитные организации имеют штат аналитиков, которые перед выдачей денег проверяют все риски. Наверняка они изучали финансовое состояние фирмы, которая строила дом. Ведь будущая квартира могла покрыть все расходы по не отданному кредиту. Однако банкиров ничего не смутило.
Впрочем, во время кризиса лопнул и банк, выдавший ипотеку. А долг Зимина выкупил банк-преемник.
— На практике все долги покупают примерно за полцены, — рассказывает Вячеслав Курилин. — Я думаю, что долг Дмитрия передали примерно за миллион. Новый банк долго не предъявлял претензий к заемщику. А в 2013 году насчитал фантастические цифры: 2,3 млн. по основному долгу, 1,5 млн. по процентам и неустойка в 17 млн. руб. В итоге Дмитрий был должен вернуть более 20 миллионов!
СУД УМЕНЬШИЛ ДОЛГ В ВОСЕМЬ РАЗ
По сути, шансов уйти от такого неподъемного платежа было мало. Но помог случай. Банк слишком поздно подал на заемщика в суд. Поэтому адвокат Зимина настоял, чтобы Фемида применила к платежам трехлетний срок исковой давности. В итоге Дмитрия заставили платить только за три последних года.
— Самое сложное в этом случае — сделать адекватный расчет долга. Нам пришлось привлекать финансовых экспертов, — рассказывает Курилин. — В итоге основной долг был уменьшен до 1,6 млн. рублей.
Оставалось решить вопрос с неустойкой. По договору, она составляла 0,3% в день, а это 100% годовых.
— Ссылаясь на 333 ст. Гражданского кодекса (Уменьшение неустойки — прим. ред.), мы потребовали снизить ее, — добавляет Курилин. — В итоге с 17 млн. рублей она упала до одного миллиона.
Для бедного должника это большая победа. Хотя была она, прямо скажем, не быстрой. Районный суд встал на сторону банка. И только Челябинской областной суд, куда подали апелляцию, вошел в положение должника.
НА ЗАМЕТКУ
— Если вы оказались в похожей ситуации, помните: срок исковой давности и ст. 333 применяются только по заявлению
должника. Вы должны сами в суде потребовать их применения, — замечает адвокат Вячеслав Курилин.
1 | Вопросы и ответы |
2 | Статьи |
3 | Суды Челябинской области |
4 | Образцы претензий и исков |
5 | Подпишитесь на рассылку от Вячеслава Курилина и его команды «Квадрат» |
Представительство в г. Миасс:
тел/факс: 8 (3513) 55-45-71
+7951-44-79-491, +7912-32-80-374