Школа потребителя
Ежедневно каждый из нас, покупая продукты, одежду, предметы обихода, украшения, разговаривая по телефону, пользуясь услугами транспорта, обедая в кафе, получая кредит, страхуя жизнь, становится потребителем. Мы не обращаем внимания на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий, как потребителей, и действий продавца (изготовителя или исполнителя) с точки зрения закона возникает у нас, к сожалению, лишь после нарушения наших прав.
Защита прав потребителей - понятие, ставшее неотъемлемой частью нашей действительности. Какие права есть у потребителя? Как не обмануться при выборе товаров и услуг? Как защитить себя от нерадивых продавцов и исполнителей? Как подать исковое заявление в суд? Как сделать возврат товара?
Ответы на эти и многие другие вопросы Вы можете в новой рубрике «Школа потребителя»
Урок № 8
«Потребительское кредитование. Одностороннее изменение условий договора»
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
Включение в кредитный договор условия о том, что услуги банка оплачиваются заемщиком в соответствии с утвержденными банком тарифами, которые он вправе изменять в одностороннем порядке в течение срока действия договора, нарушает право потребителя, так как названное условие противоречит ст. 310 ГК РФ и ст. 20 Федерального закона от 02.12.90 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий обязательств допускается в случаях, предусмотренных договором, если сторонами договора являются лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. В отношениях с гражданами одностороннее изменение условий обязательств не допускается.
В кредитных договорах также содержится условие о том, что банк об одностороннем изменении тарифов уведомляет заемщика путем направления ему сообщения по электронной почте на адрес, указанный заемщиком, а также путем размещения новых тарифов на официальном сайте банка в сети Интернет и в операционном офисе.
В соответствии со статьями 450 - 452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор. Действующим законодательством не предусмотрена возможность одностороннего изменения условий договора, заключенного в письменной форме, за исключением решения суда.
В случае, если в Ваше кредитном договоре присутствуют условия о праве банка в одностороннем порядке изменять условия договора и тарифы, и использование данного права банком причинило Вам материальные убытки, о которых Вы не предполагали при заключении договора, Вы можете обратиться за их возмещением в банк.
Имущественные требования потребителя рассматриваются в претензионном и судебном порядках.
2. Претензионный порядок урегулирования спора.
Потребитель направляет претензию в письменном виде кредитору одним из указанных способов:
- лично, по фактическому местонахождению подразделения кредитора, предоставившего кредит (отделение банка), при этом на втором экземпляре претензии или ее копии уполномоченный представитель банка ставит отметку о получении (входящий номер, дату получения, должность, Ф.И.О., подпись);
- посредством почтовой отправки по адресу банка заказным письмом с уведомлением о вручении.
Если Ваша претензия осталась без ответа, либо банк отказал в Ваших требованиях, Вам необходимо обращаться в суд за защитой своих прав.
3. Судебный порядок разрешения спора.
В исковом заявлении необходимо выставить требование о признании части сделки (условия об одностороннем изменении условий договора) недействительной.
Документами, подтверждающими факт заключения кредитного договора с конкретной кредитной организацией, на которые необходимо ссылаться при разрешении споров между потребителем и банком, являются:
1. Кредитный договор;
2. График погашения кредита;
3. Документы, подтверждающие отказ банка в удовлетворении требований потребителя (при наличии);
4. Типовой образец договора в подтверждение того, что заключение условия кредитного договора разработаны банком и потребитель при подписании кредитного договора присоединился к предложенным ему условиям.
Дополнительные документы, которые могут быть представлены потребителем в суде:
1. Документы, подтверждающие убытки потребителя;
2. Документы, подтверждающие физические и нравственные страдания заемщика (при наличии), в обоснование компенсации морального вреда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 40 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» и пунктом 1 статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может привлечь Управление Роспотребнадзора по Тульской области к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителя. Для этого необходимо подать в суд соответствующее ходатайство.
Источник: http://rospotrebnadzor.ru
Возврат к списку
Если возникла ситуация, в которой требуется возврат товара, вы купили некачественный товар, возник вопрос по возврату технически сложного товара, обнаружили недостаток товара и не знаете что с ним делать - ищите ответы в наших уроках школы потребителя, задавайте свои вопросы в специальном разделе. Наше общество обязательно поможет каждому потребителю.