Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, необходимо разобраться в понятийном аппарате. Каким договором будут регулироваться отношения, связанные с покупкой мебели, - договором купли-продажи или подряда? Почему это важно? Потому что для каждого из них предусмотрены свои последствия. Законом не определены точные критерии разграничения данных договоров. Поэтому очень часто в судебной практике между Истцом и Ответчиком возникают споры по поводу трактовки (правовой оценки) договора. Анализируя статистику гражданских дел по защите прав потребителей, мы приходим к выводу о том, что суд чаще считает договор, заключенный между Покупателем и Продавцом, договором подряда (оговоримся, что речь идёт об изготовлении мебели на заказ, т.к приобретение готовой мебели, очевидно, является куплей-продажей и неясностей в этом случае не возникает). Принимая положение о договоре подряда за отправную точку, отметим, что регулироваться данные правоотношения будут Главой III Закона РФ "О защите прав потребителей" (далее – закон) от 07.02.1992 N 2300-1. Выясним, изучая статьи этой главы, какие механизмы воздействия на продавца существуют, а также рассмотрим основные моменты, на которые необходимо обратить внимание потребителю.
Один из основных вопросов, который нам задают, это: «А могу ли я расторгнуть договор и вернуть деньги?»
Поэтому основное внимание уделим разрешению этого вопроса, структурно разделив статью на две части (по числу оснований отказа от договора).
1. Важной стороной разбираемой проблемы является срок выполнения работ. Это очень мощный инструмент контроля в руках Покупателя. Причём существенными будут не только даты начала и окончания работ, но и сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки), которые могут быть предусмотрены по соглашению сторон, а также, если в процессе работы станет очевидно, что она не будет выполнена вовремя. Последствия нарушения данного положения очень чётко прописаны в п. 1 ст. 28 Закона. Перечислим их:
Кроме того, Вы вправе требовать уплаты неустойки за каждый день просрочки в размере 3% цены выполнения работы (и это отличает её от купли-продажи, размер которой 1%). Заостряем Ваше вниманием на следующем, если договор по формальным признакам отнесён Исполнителем (Продавцом) к договору купли-продажи (наименование договора, закрепление 1%-ой неустойки и т.д.), то для Суда это не будет иметь определяющего значения. Можете аргументировать свою позицию (о том, что договор является подрядом, необходима 3% неустойка), ссылаясь на суть возникших правоотношений!
В соответствии с п. 1 ст. 31 Закона требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования (Претензии). За нарушения этих сроков также предусмотрена неустойка, рассчитываемая по тому же принципу (3% за каждый день просрочки).
Не стоит забывать и о том, что цена выполненной работы (при расторжении договора, при начислении неустойки) определяется ценой, существующей на момент требования.
Таким образом: при нарушении сроков (которое произошло не по вине потребителя или вследствие непреодолимой силы) потребитель вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков.
2. Второй очень важный момент – это обнаружение недостатков. На этом этапе механизм жёсткого воздействия на исполнителя в форме отказа от выполнения договора затруднён (ещё одно отличие от купли-продажи). Согласно п. 1 ст. 29 потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать:
Ниже в той же статье Законодатель определил основания отказа от исполнения договора и право требования полного возмещения убытков. Это неустранение недостатков в срок (который указывается в договоре либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю), это обнаружение существенных недостатков выполненной работы (оказанной услуги) или иных существенных отступлений от условий договора. В Законе дано разъяснение термина «существенный недостаток», как неустранимого недостатка или недостатка, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
Практика показывает, что при рассмотрении дел в судах возникают трудности при определении существенности недостатка. Поэтому возможным выходом из ситуации является подача заявления исполнителю с указанием недостатков и требованием их устранить в определённый срок, т.к. понятие «срок» категория объективная (в отличие от «существенный недостаток»), и разночтений здесь, как правило, не возникает. А уже после его нарушения либо при ненадлежащем устранении недостатков у Вас появляется законное основание для расторжения договора. Также, если Вы в договоре отдельно выделили некоторые детали (предположим цвет гарнитура), а при получении выявилось несоответствие указанному в соглашении, то это будет трактоваться, как существенное отступление от условий договора, что влечёт отказ от исполнения.
Правила начисления неустойки вследствие нарушения сроков выполнения работ, которые описаны в первом пункте, действуют и при обнаружении недостатков.
Выделим главное: Вы вправе отказаться от исполнения договора и требовать возмещения убытков при обнаружении недостатков в случаях:
В заключение отметим, что перечисленные выше основания не отнимают у Вас права отказа от исполнения договора в любое время, НО при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
1 | Вопросы и ответы |
2 | Статьи |
3 | Суды Челябинской области |
4 | Образцы претензий и исков |
5 | Подпишитесь на рассылку от Вячеслава Курилина и его команды «Квадрат» |
Представительство в г. Миасс:
тел/факс: 8 (3513) 55-45-71
+7951-44-79-491, +7912-32-80-374